Наславча

Стандартный

33

Наш человек действительно тянется к красивым местам, только вот после его посещение даже самое прекрасное из них, теряет свою девственную чистоту…, как впрочем и чистоту непосредственно. Возможно потому, не хочется в последнее время ездить на утопающие в кульках и отбросах Циповские водопады, и пожалуй потому перестал быть местом отдыха черезчур пропиаренный Оргеев. В поисках мест не столь отшлифованных туристами, легла моя дорога на север Молдовы.

Если взглянуть на карту нашей страны, отдаленно напоминающую гроздь винограда, то самой северной ягодкой ее, будет село Наславча. Оно расположено у реки Днестр на высоких живописных холмах, где, словно птичьи гнезда, разместились дома местных жителей. Территорию для жительства здешние обитатели, выбрали на редкость удачно. Не зря приезжие, попадая в эти края, называют настоящую местность Молдавскими Карпатам – село, действительно, очень живописное.

Еще в 1437 году, село носило наименование «На мельнице». Название, судя по всему прижилось благодаря узкой речушке, петляющей в его южной части, на которой было построено 13 водяных мельниц. Из них, на сегодня, уцелела всего лишь одна.

Местность со всей ее самобытной красотой и размахом, представляет интерес не только для меня — туриста знающего толк домика в деревне, но для любопытствующих в области истории и археологии. Исследователи утверждают, что виноград в этих местах стихийно рос в лесах еще в доисторические времена. Об этом говорят найденные у села отпечатки листьев дикого винограда, возрастом около 15 млн лет. Кроме того, местность интересна пластами сланца. Здесь по разрезу разных пород земной коры можно проследить образование вековых отложений. Также обнаружены фосфоритные шары и залежи кремня, из которых коренные жители изготавливали орудия труда каменного века.

Такой полионтологический памятник местные называют Карпов Яр. Он находится в километре от Днестра. В разрезе оврага выступают черные сланцы с фосфоритами с отпечатками сарматских рыб и растений. Еще есть Рудный Яр. Но он расположеный около Наславчи. Оба яра являются заповедными.

Археологами установлено, что на территории Наславчи имеются остатки пяти разновременных поселений. В III тысячилетии до н. э. тут существовало поселение трипольской культуры. На его руинах во II тысячилетии до н. э. возникло поселение эпохи поздней бронзы. В IV – III вв. до н. э. здесь основали поселения геты, а в VIII – IX вв. н. э. – славяне. Позже здесь возник древнерусский поселок, датируемый X – XIII вв. н. э.

В разные времена эти благодатные места были обжиты различными национальностями. Так в одну пору, часть территории села было заселено турками, а позже, во времена Екатерины II – и немцами. До сих пор, как исторические памятники культуры, здесь существуют немецкое и турецкое кладбища. Последнее, долгое время являлось особым объектом внимания для искателей приключений. По преданию, на месте древних турецких захоронений помимо останков погребенных, также спрятаны их несметные богатства. Легенда гласит, что добраться до них сможет только сплоченная команда двух товарищей: темного и светлого. Честно признаться, я не знаю что именно удержало меня в моей сумасбродной юнности (я уроженка этих мест) от организации операции в этом направлении. То-ли страшные сказки рассказываемые местными бабулями, то ли отсутствие тех самых двух товарищей, соответствующих необходимым приметам. К слову сказать, на сегодняшний день клад так и не найден, зато отчаянные искатели порядком разворошили, представляющий собой историческую ценность, памятник культуры.

До сих пор в селе действует Церковь Успения присвятой Богородицы. Построенная в далеком 1905 году, вот уже больше века она функционирует без перерыва. Чудесным образом, выдержав бомбежку во время войны (будучи в эпицентре боевых действий, рядом с переправой через реку), она абсолютно не пострадала от бомб. В 1914 году ее колокола были переплавлены в пушки, но, несмотря на трудности, церковь продолжала работать даже во времена атеизма советской эпохи.

11

Иная история у скальной церкви XII века украинского села Лядово, расположенного на противоположном берегу Днестра. Были времена, когда жители Села Наславча, частенько осуществляли переправу через Днестр, чтобы помолиться в ее стенах. Расписанная в XIX веке знаменитым художником Тропининым (в молодости он был крепостным крестьянином местного помещика) в 30-е года она была взорвана представителями советской власти. И только теперь, спустя столько лет, развалины храма дождались реставрации.

В двух киллометрах от церкви находятся Нагорянские пещеры. В прошлом эти пещеры служили для местных жителей укрытием от нашествия татар. В советское время на камне одной из них, неизвестным художником был высечен портрет Тараса Шевченко. В пещеры, на этот раз, я не попала. Поэтому о портрете инфо не проверено, но рассказы местных жителей распологали эттому все-таки верить.

P.S. Кстати, в местной школе, готовится к открытию уникального краеведческого музея на своей территории. Одна из местных учительниц показывала мне собранные местными жителями на протяжении многих лет: кости древних животных, фрагменты глинянных сосудов, предметы из камня, металлов и пр.

Ну а если абстрагироваться от достопримечательностей, то сама природа тутошних мест настолько благодатна, что на протяжении дня в течении которого я тут находилась, меня не раз посещала мысль: «А не бросить-ли суету столичную и не вернуться-ли к истокам…

22

 

Реклама

One response

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s